Лежит на сердце тяжкий груз...

15 февраля 2015, 07:00
Лежит на сердце тяжкий груз...
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? Сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
(Иов. 40:20—41:26)


Материал содержит спойлеры.

На фоне интриги перед Оскаром-2014 не стихают споры (порой довольно жаркие) о российском претенденте на главную кинонаграду - фильме "Левиафан". Споры, надо сказать, вполне обоснованные. Действительно, почему именем библейского чудовища назван фильм о жизни российской глубинки? Так ли он антипатриотичен? Действительно ли иностранцы полюбили киноленту за ее оппозиционный характер? И оправдано ли использование мата в фильме, снятом при поддержке министерства культуры? На все это в ленте есть четкие ответы.

Более всего критики вызвала якобы "антироссийская" направленность фильма. Мало того, в нем показана нелицеприятная картина современной русской глубинки, так еще и название совпадает с названием книги знаменитого английского философа Томаса Гоббса о тираническом государстве-левиафане. Однако было бы наивно полагать, что режиссер Андрей Звягинцев хотел рассказать граду и миру о самоуправстве российских властей, не знающем ни преград, ни оправданий. Это ни для кого не было секретом и до него. Борьба городской семьи с мэром - не более, чем фон, пусть и весьма показательный. Да, злоупотребление пресловутым административным ресурсом - несомненно, тоже зло, своего рода Левиафан. Но главная преграда, помешавшая герою победить, - внутри него самого. Его вспыльчивость, злобу и алкоголизм поначалу сдерживал уверенный, педантичный и спокойный друг-адвокат. Но и его стойкость сломил Левиафан (сатана, дьявол, змей-искуситель - как хотите). Также, как сломил верность жены главного героя. И выстроенная ими защита вместо того, чтобы превратиться в атаку на мэра, в результате пала, разрушилась, самоликвидировалась. Безысходная и печальная картина безнадежной борьбы...

Был ли у главного героя шанс выстоять против властей? Несомненно. Перестать пить, простить измену жены, забыть ради победы обиду на друга, укротить свою вспыльчивость. Эти шаги на грани человеческих возможностей, хоть и с большими усилиями, но могли бы быть выполнимы. Но Коля выбрал другой, более типичный для россиянина путь - алкоголизм, отступление и раболепское повиновение любым властям.

Так антироссийский ли это фильм? Едва ли. Критика в адрес героев в картине лишь на втором месте. На первом - сожаление о происходящем, отчаяние от безысходности. Впрочем, грань между этими двумя планами столь тонка, что некоторые зрители не устояли перед соблазном причислить киноленту к антироссийским и антиправославным творениям. То же касается и иностранцев, восхваляющих фильм. Не исключено, что картина добилась популярности на волне антипутинских настроений в мире и вообще возросшего интереса к России. Ведь фильм открывает картину действительности в нашей стране без малейших приукрашений, так характерных для кинематографа. Помимо хамского поведения власть предержащих здесь вы увидите плохие дороги, услышите мат и вездесущий шансон, понаблюдаете за пикником, традиционно закончившимся потасовкой. Именно правдивостью, кстати, объясняется наличие в фильме мата: картина о русской глубинке, где обычные жители изъясняются, как выпускники филфака, была бы невероятно лживой.

Но только ли чувство сожаления и отчаяния оставляет после просмотра фильм? Неужели бессмысленна борьба и нет надежды? Когда под ударами ковша экскаватора в финале картины рушится стена кухни, зритель видит небо, затянутое тучами. Но когда то же самое происходит с детской комнатой, за ней открывается чистый и безоблачный горизонт. Надежда у этой страны на молодых, хочет сказать автор. Об этом же говорят и глаза сына мэра во время проповеди в церкви. Надежда - на молодое поколение, озлобленное бюрократизмом и волокитой, уставшее от алкоголизма и малодушия предков, видящее лживость и гнилостность "взрослого" мира, способное сравнить свое жалкое существование с жизнью цивилизованного общества. Уверен, что Андрей Звягинцев снял картину не ради львов и оскаров, а ради того, чтобы помочь пробудиться этой свежей силе. Именно она, вооруженная горьким опытом и новым технологиями, должна сбросить с себя оковы старого мира и укротить Левиафана.

Нурлан СУЛТАНОВ

Ключевые слова (теги)

Комментарии пользователей

Хотите что-то сказать?

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.